Я не претендую на точность и достоверность информации, т.к. не являюсь историком по образованию. В один прекрасный день, решил провести экскурсию своей девушке по историческому центру. Были собраны различные материалы, найденные в сети интернет,
скомпилированы и скоординированы с географической картой центра Минска. Каждая цифра в тексте соответствует цифре на карте. Познавательной экскурсии!

P.S. Экскурсия моей девушке понравилась и она ждет от меня экскурсий по Раковскому и Троицким предместиям )

Карта Минска: экскурсия по Минску

1.
История названия города загадочна как и расположение географического центра. Существуют три версии: одна легендарная – город основал Менеск, две географические – город располагался на реке Менка, и город располагался на торговых путях, от слова «Мена» - менять.


В первых летописях, город упоминался как Менеск
"И придоша к М?ньску, и м?нян? затворишася въ град?. Си же братья взяша М?нескь..." Далее в летописе рассказываеется, что взяв "М?ньск", пошли к Немиге, где и произошла битва с полочанами.Во всех трех случаях, присутствует буква "?" (яць).
Энциклопедии говорят, што "Яць – название кириличной буквы ?, которая обозначала в стараславянских языках гласный звук, падобный на закрытый "е", а возможно, на дифтонг "ие". В старобелорусской письменности использовалась по традиции и заменялась буквой “е”, т.к. в большинстве белорусских наречий, этот звук рано совпал с "е". Это подтверждается также в поздних документах: в Радиволовской летописи 1067 г. название "Меньск" и "Менеск" написаны через "е".

Время основания города точно неизвестно - первые летописные известия об этом городе относятся к половине ХI века, когда Минск принадлежал внуку князя Изяслава Владимировича, полоцкому князю Всеславу Брячиславичу - знаменитому "чародею".
В 1066 году Всеслав Брячиславич неожиданно напал на Псков и разграбил Новгород. В отмщение ему великий князь киевский Изяслав с братьями на землю полоцкую и осадил город Минск. Всеслав Брячиславич был в это время под Псковом, узнав об осаде города, он возвратился к Минску, но последний был уже разграблен, причем Всеслав Брячиславич коварно был захвачен в плен и отвезен в Киев. Это событие описано в "Слове о полку Игореве".

Всеслав умер в 1101 году. Ему наследовало шесть сыновей, причем Полоцкое княжество раздробилось. Князю Глебу Всеславичу достался Минск. С этого времени Минск сделался столицей особого удельного княжества, а Глеб Всеславич - первым его князем.

В начале княжения Глеба вооружились на него князья Олег, Ярополк и Давид и осадили Минск, но успеха не имели. В 1115 - 1116 годах Владимир Мономах сам пошел на Минск и приготовился к продолжительной его осаде, но Глеб покорился и таким образом удержал за собой Минск. В следующем году во время нападения на дреговичей Глеб сжег город Слуцк, принадлежавший тогда Ярославичам. Владимир Мономах снова двинулся на Минск, взял и опустошил несколько городов, и Глеб вынужден был умолять его о мире. Вскоре затем князь Глеб напал на Смоленск, но был разбит, взят в плен и отведен в Киев, где и умер в том же году, а Минск достался его сыновьям.

В 1129 году с изгнанием многих князей полоцких из их родовых владений Минское княжество было присоединено к Киевскому и вместе с Полоцким отдано великим князем Мстиславом сыну своему Изяславу. Впоследствии, однако, из-за раздоров князей киевских и черниговских между собой полоцкие князья вновь утвердились в своих владениях.
С 1151 года Ростислав, по изгнании из Полоцка Рогволода, зятя Изяслава, был призван жителями Полоцка к управлению городом, против чего великий князь Изяслав ничего не имел, а Минск достался второму сыну Глеба Володарю, но ненадолго: в 1158 году Ростислав был изгнан полочанами, а место его занял снова Рогволод, и это было поводом к новой продолжительной войне. После смерти Ростислава Минском владел Володарь.
Таким образом, в течение XII века Минск не имел спокойствия и переходил из рук в руки потомков Глеба, постоянно враждовавших между собой. После смерти Володаря, который больше всех других князей сопротивлялся Литве, Минск подпал под власть этой последней, но, вероятно, потомки прежних русских князей удерживались здесь еще довольно долго, так как в летописи в начале XIV века упоминается о минских князьях, которые без сомнения были в совершенной зависимости от литовских князей. После этого присоединения к Литве Минск потерял свое прежнее значение.

Дальнейшая история Минского княжества, то есть с конца XII века и в течение всего XIII века, стала в высшей степени темной, и трудно в ней разобраться, так как летописи упоминают о Минске изредка и вскользь, но можно считать вероятным, что после смерти князя Володаря, сына Василька, владельцем Минска стал наиболее выдающийся из литовских князей Мендовг, затем сын его Гинвил и внук Борис.

2. можно расположиться на балкончиках, где расскрывается вид на город

Первоначально Минск находился в ином месте. В последнее время подтвердилась старая теория, и уже считается общепринятым, что обнаруженные в 10 километрах от современной границы Минска остатки городского поселения являются местом его первоначального возникновения, рядом с д. Гародея. Таким образом, в свете археологических данных, основание города относится к началу 10 века.
Замок располагался в нижнем городе (располагался приблизительно на площади 8 Марта ) и был собственно городом в его старославянском понимании.
В 11 веке на его территории было начато строительство каменной церкви, копию фундаментов которой можно сейчас увидеть на берегу Свислочи. Со временем развитие города пошло по западноевропейскому пути, и замок становится почти исключительным административным центром, на территории которого размещалась вначале великокняжеская, а потом королевская администрация, судебные учреждения и некоторые другие объекты. В 16 веке в замке начинают строиться первые каменные дома, в том числе и здание Трибунала – место проведения заседаний высшего судебного органа Великого княжества Литовского. Вместе с тем с конца 15 века, когда Минск получает привилегии на самоуправление по магдебургскому праву, значение великокняжеской администрации начинает падать, а вместе с этим и значение замка как административного центра города.

После пожара 1547 года городской центр переносится на новое место. С того времени расположенный на горе новый центр называют Верхним городом, в отличие от старого центра, который размещался в пониженной части поймы Свислочи и получил, соответственно, название Нижний город.
Вообще, в это время Минск был сильным и богатым городом - две большие дороги через Минск - северная через древний Логожск (Логойск), Борисов, Оршу, Смоленск в Москву и юго-восточная через Слуцк на Волынь и далее к Царьграду, а на запад через Брест и далее - были главными артериями Минска и способствовали обогащению города.

3. Переходя к 4му пункту можно по пути рассказывать о верхнем городе.
Верхний город
Верхний город – наиболее сохранившаяся и интересная, хоть и не самая старая часть Минска, свое название он получил в 16 веке, однако заселяться эта территория начала также довольно рано – с 12 века. В XIV веке на холме возле замка возник Козьмодемьяновский монастырь. Долгое время этот холм назывался Козьмодемьяновской горкой. Кстати, монастырь занимал примерно ту территорию, где сейчас находится православный Святодухов кафедральный собор. До 16 века наиболее обжитой была восточная, прилегающая к реке, часть Верхнего города. Только с переносом административного центра Минска из Нижнего города в Верхний начала активно заселяться и его западная сторона. Шляхта и магнаты возводили здесь свои резиденции. На территории Верхнего города стояли рядом православные, католические и протестантские храмы, были здесь и иудейские молитвенные дома.
Ведущую роль в жизни Минска Верхний город сохранял с конца 16 до середины 20 века. Его сформировавшийся на протяжении нескольких столетий архитектурный ансамбль является уникальным заповедником градостроительного искусства с чертами готики, ренессанса, барокко и классицизма.
4.
Центральную часть занимает огромная, по средневековым понятиям, площадь, которая образовалась в середине 16 века. С того времени и до середины 20 века она была главной площадью города. Несколько раз менялось её название: Высокий рынок, площадь Наполеона, Ратушная площадь, Соборная площадь и, наконец, площадь Свободы – её современное название. На ней размещался главный рынок и лучшие магазины города. Вокруг площади размещались главные храмы православной, католической и униатской конфессии. Здесь селились наиболее знатные и обеспеченные горожане. Все самые значительные события в жизни города до 30-х гг. ХХ века происходили именно на этом месте.
Застройка площади начала формироваться в XVII столетии, ее архитектурный облик в то время определяли стили ренессанса и барокко. А к началу ХIХ столетия площадь обрела свой окончательный вид. Многие здания тогда были перестроены в стиле классицизма губернским архитектором Крамером. На рубеже ХIX и ХХ столетий некоторые строения на площади приобрели черты стилей эклектики и модерна. Но больше всего Площадь изменила Вторая мировая война, во время которой она была практически целиком разрушена. После войны было проще не реставрировать разрушенные памятники истории, а возводить на их месте более дешевые и простые новые здания. В последнее время происходит восстановление архитектурного облика площади: на фундаментах ХVI века в точном соответствии со старинными чертежами и рисунками рубежа ХVIII и XIX веков восстановливается здания.

Исторически сложилось так, что площадь Свободы делит Верхний город на две части. Наиболее древняя часть прилегает к реке и сохранила свою готическую планировку, трассировка большинства улиц сложилась в 14 – 15 веках.
Дальняя от реки западная часть Верхнего города сформировалась позже. Некоторые улицы, такие как Революционная (раньше - Койдановская) первоначально были дорогами, которые связывали Минск с ближайшими городами, и только позже превратились в городские улицы.

5. тут можно остановится и присесть на скамеечки рядом с ратушей )

Ратуша
Как говорилось, в 1499 году Минск получил привилей на самоуправление согласно Магдебургскому праву. Уже в этом документе говорится о необходимости создания ратуши – места для собраний магистрата. Но первое упоминание относится только к 1582 году. В XVI- XVIII веках в Ратуше заседал выборный орган городского самоуправления – Магистрат, который выполнял административные и судебные функции. Во время военных конфликтов ратуша неоднократно разрушалась, но минчане с упорством восстанавливали символ своего города. Из-за частых ремонтных работ ратуша постоянно меняла свой облик. Последние изменения внешнего вида ратуши относятся к 1744 г. (ее перестраивали под руководством минского воеводы Станислава Буржинского), концу XVIII столетия (губернский архитектор Крамер придал ей черты классицизма), 1819 и 1825-35 гг. С приходом российской власти городское самоуправление было упразднено и вместо магистрата в здании ратуши в разное время размещались суд, полиция, гауптвахта, архив. В 1830-е здесь размещалась музыкальная школа, а с 1847 – театр. В начале XIX века перед ратушей был разбит небольшой сквер, который вскоре стал любимым местом отдыха горожан. Часто на балконе ратуши выступал городской оркестр. Но в 1851 г. личным распоряжением Николая I ратушу было приказано снести, официально это мотивировалось необходимостью упорядочения территории площади. Настоящей причиной было то, что власти хотели уничтожить всякое напоминание о городских вольностях и европейских традициях края.
Недавно жители города снова смогли увидеть возвращенный из небытия символ городской старины и традиций европейского вольного города. Проект реставрации был подготовлен архитектором С. Багласовым в соответствии с архивными источниками и данными археологических раскопок. Высота ратушной башни – 32 метра, по ее четырем сторонам размещены часы, диаметр циферблатов которых – 1,2 метра. Перед началом каждого часа над городом звучит мелодия «Песни о Минске» знаменитого белорусского композитора И. Лученка.

6. Если посмотреть через проспект Победителей, то напротив ратуши располагается
Кафедральный костел Пресвятой Девы Марии
Монастырь Иезуитов (Площадь Свободы, №№ 7,9). Впервые иезуиты появились в Минске в 1654 году, когда смоленский епископ И. Сангушко подарил им двухэтажный ренессансный дворец. В 1678 году иезуиты сами купили ещё и соседний каменный дом. Уже тогда существовал первый небольшой кирпичный костёл. Настоящий расцвет минских иезуитов начался в 1699 году, когда они стали перестраивать свою резиденцию в роскошный комплекс, формирование которого начали с возведения нового здания школы. В 1700-1710 годах был возведён новый большой костёл. А четыре года спустя иезуитская резиденция в Минске получила статус коллегиума, что свидетельствовало о качестве преподавания. Строительство здания коллегиума было завершено до 1747 года. Его центральным архитектурным акцентом была высокая трёхъярусная башня. С левой стороны к костёлу примыкало построенное раньше здание школы. В 1749 году возведен корпус аптеки и ряд других зданий.
В 1773 году, после упразднения ордена иезуитов, на базе была открыта средняя школа, а костёл стал фарным. Ещё через двадцать лет, после российского завоевания, здание школы приспособили под дворец губернатора.
Здание в разные годы посещали такие известные исторические личности, как российский царь Петр I, шведский король Карл XII, украинский гетман Мазепа, французский маршал Даву, декабрист Никита Муравьев, император Николай II. Иезуитский костел долгое время являлся самым высоким зданием г. Минска.
В годы Второй мировой войны иезуитский костел сильно пострадал, позже его вид был неузнаваемо изменен: костел был перестроен и приспособлен под помещения спортивного общества «Спартак». На месте коллегиума был построен жилой дом, бывшая иезуитская школа (дом губернатора) была перестроена в 1968 г. и приспособлена под Лицей при белорусской академии музыки. В соседнем с лицеем здании работает художественная галерея «Верхний город»
В 1993 г. храм был возвращен верующим, а белорусские и польские реставраторы вернули костелу его первоначальный облик.

7.

Гостинный двор
Будучи на площади Свободы, нельзя не обратить внимание на большое здание, расположенное в её центре. На самом деле это комплекс, который состоит из нескольких древних домов, частично объединённых в одно целое перестройками последних 200 лет. Его формирование началось в 1569 году, когда город получил королевское разрешение на строительство Гостиного двора для жилья и торговли приезжих купцов. В 17-18 веках сформировалось основн6ое ядро ансамбля. Его средневековый облик начал меняться в конце 18 века, когда восточное крыло было перестроено в стиле классицизма. А в 1909 году не менее радикально был изменён и западный фасад, которому придали черты модного тогда стиля модерн. С того времени комплекс бывшего гостиного двора почти не изменился. На протяжении веков в Гостином дворе размещались самые престижные магазины города, в которых круглый год были даже экзотические южные фрукты. Кроме того, в его корпусах долгое время находился банк и даже в годы Первой мировой войны действовал театр.

8. Можно немного остановиться на этой точке и медленно идти к 9
Бернардинский монастырь
Улица Кирилла и Мефодия (Большая Бернардинская улица). Как и все улицы восточной части Верхнего города, она возникла не позже 14 века. Эта улица – одна из немногих, которые целиком сохранили застройку 17-18 веков. Все постройки принадлежали размещенным с двух сторон улицы бернардинским монастырям – мужскому и женскому.
Монастырь бернардинцев (ул. Кирилла и Мефодия, №№ 4,6,8). Первым дарителем монастыря был Ян Кенсовский, который в 1624 году передал бернардинцам деревянный дом. К 1638 году были построены деревянные костел и монастырь, а в 1644 году начато возведение каменных жилых зданий и костёла св. Язэпа. В то время костёл был богато украшен девятью резными позолоченными алтарями, многочисленными произведениями живописи и прикладного искусства, в том числе и портретами жертвователей. В крипте были захоронения представителей известных магнатских родов Завишей, Хмаров, Тышкевичей, которые в разное время были минскими воеводами и старостами.
В первой половине 19 века при монастыре действовала начальная школа с обучением по системе Бэла-Ланкатера (около 100 учеников), продолжала существовать и философская школа. Кроме того, монастырь славился богатой библиотекой. В 1864 году монастырь был закрыт за участие монахов и учеников в национально-освободительном восстании. Здания монастыря приспособили под тюрьму, где содержались пленные повстанцы. Позже, в 1872 году, монастырь передан военному ведомству, а в костёле разместился архив. Богатые интерьеры и собрания безвозвратно погибли. Старинные захоронения уничтожены. В таком состоянии бывший монастырь находится вот уже почти 130 лет. В жилых корпусах находится военная комендатура и гауптвахта, а в костёле – архив. Правда, в начале 90-х годов 20 века было принято решение о передаче костёла униатской церкви, но дальше слов дело не пошло.
Монастырь Бернардинок (ул. Кирилла и Мефодия, №№ 3,5,7). Буквально в нескольких метрах от мужского, с другой стороны бывшей Большой Бернардинской улицы, находится комплекс женского бернардинского монастыря.
К концу 18 века костёл Благовещенья (теперешний Собор) украшал семь стуковых алтарей, но главной святыней была икона Божьей матери, о которой ещё в 1672 году была написана книга. Монастырский комплекс несколько раз ремонтировался в 1741 и 1835 годах.
В результате перестроек второй половины 19 века были утрачены многие декоративные элементы главного фасада костела, а также нанесён невосполнимый ущерб его интерьерам. Сохранилось все семь алтарей, только главный и самый красивый в настоящее время заслонен новым иконостасом, созданным в 1943 году. Монастырь был закрыт в 1853 году.
В 1870 году монастырь передан православной церкви. После Второй мировой войны бывший костел приспособили под православный кафедральный собор, а в начале 90-х годов его фасад украсили мозаикой.
В интерьерах собора можно увидеть значительное число произведений белорусской иконописи 17-19 веков, но особого внимания заслуживает икона Минской Божьей Матери. По преданию, она написана в Византии в конце 10 века. В 988 году её привезли в Киев, где она находилась до 1500 года, после чего чудесным образом (плывя вверх по реке) попала в Минск. С того времени это самая почитаемая икона в городе.
Заслуживает внимания и саркофаг св. Софии, последней представительницы рода Слуцких князей. На рубеже 16-17 веков она прославилась как покровительница белорусской православной церкви.
Кроме собора, интерес представляет здание монастыря. Оно хорошо сохранилось и в послевоенное время использовалось под жильё. В начале 1990-х годов его предали церкви.

9.
Подземные ходы (Площадь Свободы).
Среди тайн, которые хранит старый Минск, без сомнения, самыми романтическими и загадочными являются подземные ходы, комплексное изучение которых не проводилось. Как считают историки, они были созданы в 17 веке и связывали главные монастырские комплексы Минска, которые, как известно, использовались в оборонительных целях. Однако эта страница истории Минска ещё ждет своих исследователей.

10. Идут какие-то строительные работы, но идти можно.
Улица Торговая (Улица Зыбицкая).
Эта самая восточная улица Верхнего города пролегает вдоль реки Свислочь и начала заселяться ещё в раннем средневековье. Район часто затапливался во время весенних паводков, но был исключительно выгоден своей близостью к воде. Уже в 16 веке в этом месте было построено несколько водяных мельниц. В дальнейшем тут селились преимущественно ремесленники. Частично сохранилась одна сторона застройки с домами 18-19 веков. На углу с улицей Интернациональной в 2000 году построено современное здание, представляющее собой один из лучших примеров новой минской архитектуры.
11.

Дом библиотеки (улица Интернациональная, №31).
На улице Интернациональная, №31 находится трёхэтажное здание, построенное в конце 18 века. В 1900-1971 годах в нём размещалась публичная библиотека, отсюда и происходит название дома. Сейчас завершается его реставрация. Особенно привлекает внимание восстановленный старый дворик с галереей. В ближайшем будущем в доме разместится отдел редких книг Национальной библиотеки Беларуси.

12.
Дом Ваньковича (улица Интернациональная, №33).
Недалеко от библиотеки находится небольшое здание старинной шляхетской усадьбы. Первоначально на её месте стояли два жилых каменных дома, построенные в 17 веке. Примерно в 1780-е на их фундаментах возвели существующее ныне здание, которое принадлежало брату известного белорусского художника начала 19 века Валентия Ваньковича. В то время усадьба служила местом частых встреч творческой интеллигенции города. С левой стороны к дому № 31 примыкает сохранившийся двухэтажный флигель. К сожалению, не так давно был разрушен правый флигель с интересной восьмигранной башенкой, который создавал неповторимый вид на усадьбу со стороны реки. В настоящее время жилой дом реставрирован и в нем разместился филиал Художественного музея с экспозицией, посвящённой белорусскоё культуре начала 19 века.
13.
Жилой дом (Музыкальный переулок, № 1).
Угловое здание на пересечении Музыкального переулка и улицы Герцена было построено на рубеже 18-19 веков в стиле классицизма. Некогда его интерьеры были украшены настенными росписями. Сохранился и реставрирован дворик со внутренней галереей, который воссоздает атмосферу позапрошлого века.
В 1922-1935 годах в доме жил известный белорусский стенограф А.П. Марикс.
14.
Дом Масонов (Музыкальный переулок, №5).
Каждый, кто посетит Верхний город, обязательно обратит внимание на это красивое здание. Дом построен в самом начале 19 века и привлекает богатством и декоративностью фасадов. Легенда связывает его с минской масонской ложей «Северный факел». Будто бы первоначально в доме не было окон, а в ниши просто было стекло, что соответствовало обычаям масонов не афишировать свою внутреннюю жизнь. Даже план здания, напоминает латинский крест, связывали с традициями «вольных каменщиков». Хоть на самом деле ни одна из минских лож не имела к дому никакого отношения, название закрепилось за ним навсегда.

15.
Музыкальный переулок (Монастырский переулок).
Одна из наиболее живописных улиц Минска. Узкая и кривая, она живо напоминает атмосферу старого города. В настоящее время отреставрирована большая часть старых зданий, в которых разместились офисы и иностранные представительства, в том числе Европейского банка реконструкции и развития и посольства Чешской республики.
Виленчуки (ул. Герцена, № 1).
С тыльной стороны бывшего костёла бернардинского монастыря, вдоль улицы Герцена сохранилась часть торговых рядов. Как показали археологические раскопки, в средневековье на этом месте было кладбище. В конце 18 века к монастырской ограде стали пристраивать небольшие магазины, которые позже объединились в один комплекс и стали называться «бернардинские крамы». На протяжении всего 19 века торговые ряды неоднократно достраивались и расширялись и в конце того же века получили новое название – Виленчуки. После Второй мировой войны Виленчуки были частично разобраны. В последние годы проведены археологические раскопки разрушенных фрагментов и планируется их восстановление.

16. можно остановиться
Улица Энгельса (Доминиканская улица).
Первоначально это была небольшая улица, которая шла от комплекса базилианских монастырей и заканчивалась в районе нынешнего проспекта Ф. Скорины, где упиралась в городские укрепления. В 19 веке её протяженность увеличилась почти вдвое, и она вышла за пределы Верхнего города. Название улицы происходит от построенного на ней в 1605-1622 годах доминиканского монастыря с костёлом св. Фомы Аквинского. Это было самое большое сооружение старого Минска. Толстые, до трёх метров, стены у основания были прорезаны артиллерийскими бойницами. При этом фасад и интерьеры храма были необычайно богато украшены. Высокой декоративностью отличались и парадные двухэтажные ворота комплекса. Монастырь был разрушен в 1950 году. Тогда же была снесена и большая часть исторической застройки улицы.
17.
Монастырь Базилианок (улица Энгельса, №1).

Этот вытянутый двухэтажный дом с барочным фронтоном является сегодня самым старым из сохранившихся зданий города. Его основу составляют позднеготические жилые дома 16 века. Сохранились даже некоторые элементы декора стен того времени.
В 1641 году они были перестроены в жилой корпус женского базилианского монастыря, который был связан с костёлом и мужским монастырём двумя двухэтажными стенами, с арочными проездами в первом ярусе и переходом с бойницами во втором. Таким образом, комплекс мужского и женского монастырей вместе с костелом образовали замкнутый ансамбль, приспособленный для обороны.
Корпус женского монастыря дошел до наших дней почти без изменений. Внутренняя планировка всего здания коридорная, с двумя крыльями. На втором этаже большего из крыльев когда-то размещалась часовня. В настоящее время в бывшем монастыре расположилась музыкальная школа.

18.
Гостиница «Европа»

На углу улицы Губернаторской (теперешняя ул. Ленина) и Соборной площади (пл. Свободы) находилась одна из самых знаменитых гостиниц города, которых до революции насчитывалось около 300. До начала ХХ века гостиница была двухэтажной, но после реконструкции в 1913 г. она стала шестиэтажной. Здание стало шестиэтажным и приобрело черты стиля модерн. Расчитаная на 130 номеров гостиница «Европа» была самой большой на северо-западе Российской империи. Это также было самое высокое здание Минска, в котором ходил единственный во всей Беларуси лифт. В каждом гостиничном номере были телефон, ванна, электричество и центральное отопление. Во время Второй мировой войны здание было разрушено попаданием бомбы. В настоящее время почти на том же самом месте располагается точная копия знаменитой гостиницы.

19. можно приостановиться на этой точке, а потом направиться к улице Революционной. По пути можно зайти в Костел: там есть действующий орган, красивая роспись на потолке и т.д., золотая корона на Деве Марии была куплена на средства прихожан.

Улица Интернациональная (улицы Волоцкая и Сборовая).

Эта протяжённая ныне улица до 19 века делилась рыночной площадью на две отдельные улицы. Восточная половина называлась Волоцкой или Волоки полоцкие. Западная часть была названа Сборовой в честь кальвинского сбора (костёла), построенного в 16 веке на месте современного кинотеатра «Победа». Восточная часть улицы, более старая, уже в 17 веке застраивается каменными жилыми домами. К сожалению, старинные здания сохранились только с одной стороны, а вся другая сторона вместе с интереснейшими памятниками прошлого была снесена в течении последних десятилетий. Тем не менее тут сохранилось несколько с исторической точки зрения зданий.

20.
Дом Инбелкульта (улица Революционная, №2).
Здание построено в 17 или 18 веке на углу улицы Революционной и площади Свободы. Первоначально оно было флигелем расположенного по соседству дворца. В конце 19 века дом реконструирован, надстроен третий этаж. В то время в нём размещалось мужское духовное училище. После 1920 года тут некоторое время располагалось Министерство просвещения, а в 1922-1925 годах – Институт белорусской культуры. В его стенах работало много известных представителей белорусской культуры начала 20 века, в том числе Максим Горецкий, памятник которому установлен в Головной части здания, на месте бывшего входа.

21.
Улица Комсомольская (улица Фелициановская).

Возникла в 16 веке. В начале 17 века в той части, где она выходит к современному проспекту Ф. Скорины, находилась первая минская Кальвария. Своё название улица получила в 18 веке по имени св. Фелициана, мощи которого были привезены в Минск в 1722 году. В настоящее время на улице частично сохранилась застройка 18 - начала 20 веков, в том числе здание городской почты 18 века.

Дома БАН (улица Революционная, №№ 13,15).
В этих домах, построенных в 19веке, в конце 1920-х годов размещался Институт белорусской культуры, переведённый сюда из дома № 2 по этой же улице. В 1929 году на базе Инбелкульта была образована Белорусская академия наук, занимавшая здания до окончания строительства нового комплекса на проспекте Ф. Скорины в 1939 году.
Бывшая женская гимназия (дом Залкинда)(Революционная, 24)

Первоначально здание использовалось как доходный дом, в котором квартиры и комнаты сдавались в наем. С 1910 по 1913 здесь работала Алексеевская частная женская гимназия Е. Рейман. Это было одно из самых престижных учебных заведений дореволюционного города, оплату обучения в котором могли себе позволить только самые обеспеченные семьи. В 1913 г. в гимназии насчитывалось 510 учениц. Позже гимназия переехала в здание на современной улице Кирова, а здесь разместилось высшее начальное училище.
После революции учебные помещения были переделаны под общежитие. В настоящее время в этом здании разместились кафе «Наше место» и Информационно-туристский центр «Минск».

Улица Городской вал.
До конца 18 века на этом месте находились городские укрепления, вдоль которых и пролегала улица. Активно застраиваться она стала только с начала 19 века. Улица сильно пострадала в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы. Сохранилось несколько исторических построек.

Первая минская пожарная часть (улица Городской вал, №4).
Первая постоянная пожарная команда появилась в Минске в 1826 году. Но уже во второй половине 19 века минчан перестала устраивать государственная пожарная охрана, и в 1876 г. горожане основали добровольное Минское пожарное общество, для которого в 1885 г. и было построено это здание. К 1885 г. пожарное общество уже насчитывало 140 членов, в его распоряжении было 16 лошадей, 4 ручных помпы, 8 бочек-водовозов, механическая лестница и багорный ход. С 1893 г. минское общество вошло в состав Всероссийского пожарного общества. Надо сказать, что членам общества удалось поставить дело борьбы с пожарами и стихийными бедствиями на организованную основу. Минские пожарники спасали город от наводнений в 1906 и 1917 гг., а во время большого пожара 1881 г. им удалось остановить огонь в 19 кварталах города. После революции добровольное пожарное общество продолжало свою деятельность, за которую в 1950 г. было награждено орденом Красного Знамени. В 1956 было создано пожарное общество БССр. Сейчас в здании также действует пожарная часть, которая продолжает спасать горожан в чрезвычайных ситуациях. Здесь работает музей пожарного дела.

Если Вы нашли историческую неточность, пожалуйста сообщите об этом мне.

Кажарнович Вячеслав. г. Минск. 2007 год.
http://google-optimization.info